Мемплекс Авторства

Представим себе, что некий негр с Гаити и некий китаец из Гонконга собрались выдать в свет некий информационный продукт типа софта или е-бука…


Порывшись в кущах Интернет, изучив аналоги и собрав необходимую релевантную информацию с первых трех страниц поиска в Гугле по запросу типа «Бескровный забой хомячков в домашних условиях» они сработали каждый свой собственный результат, ни сном, ни духом не ведая друг о друге…


Может ли при таких условиях, продукт негра быть, скажем, структурно похожим на продукт китайца?


Это важный сабж, ибо до сих пор при всей популярности термина «Автор» его особо никто не прояснял…


По сути есть несколько типов авторства, 3 из которых важнейшие: авторство концепции, авторство информации и авторство исполнения…


Например, вы берете интервью у пары экспертов и делаете ебук на тему применения Астрологии в блоггинге.


Будете ли вы автором концепции?


Нет. Ее создал намного раньше некто Вася Пупкин, сочинив тем самым мемплекс, ставший модным..


Автор ли вы материалов книги?


Тоже нет. Их авторы оба эксперта, которые дали вам интервью (хотя они в свою очередь тоже могут быть лишь передатчиками (Термин Вириа: «мем-перехватчики») чьего-то мемплекса – совокупности заразных мем-идей относительно того или иного сабжа.


Автор ли вы самой книги?


Безусловно. Вы ее готовили, редактировали, писали комменты и введение, верстали, компиллировали, обрабатывали сырой материал и так далее... Вы не украли готовую книгу и не сломали ее.


Вы, кроме того, не взяли и не переписали один-в-один чей-то текст до последней запятой (ежели, только эта книга не получена вами на правах PLR, - тогда сия процедура будет законной) …


Вы ОТ СЕБЯ внесли в нее ДОБАВЛЕННУЮ информационную ценность…


Кто из всех этих персонажей – Пупкин, вы или эксперты - главнее?


Дурацкий вопрос…


Концепция - дело важное, но без ее популяризации и передачи в мир - она ничто.


Такой мемплекс долго жить не будет.


Не менее важны и эксперты - их понимание концепции, приспосабливание ее к реальности своей ниши и так далее...


Если некий буржуйский гений сочинил тему НЛП в копирайтинговых текстах, а некий эксперт (типа Горина) сумел состыковать ее с тонкостями Рунета, то авторов уже двое.


Наконец, организатор - автор идеи книги (вы сами), который нашел данный сабж, составил себе труд подобрать экспертные оценки и выдать их в свет - это тоже равноправный автор...


Буржуйнет крайне стандартизован.


Имеется еще и некая тяга к глобализму у разработчиков продвинутых западных маркетинговых концепций, которые, пользуясь инетной всеохватностью, могут моментально донести свой длинный (хотя и не всегда эффективный) броский мем до всех точек земного шара, упаковав его по всем правилам меметики.


При этом для вящей эффективности, они часто применяют для этого различные методы вирусного и провокационного (тактической разновидности вирусного) маркетинга, в число которых входят и т.н. PLR-права – свободные права на авторство.


Чего в оффлайне пока не наблюдается.


Приведу пример: не так давно один из известных западных копирайтеров, Ларри Дотсон выпустил под флагом PLR собрание тысячи коротких тактических советов по увеличению продаж, подписок, трафика и так далее...


Книга была разбита на 10 разделов и поскольку к ней прилагались PLR права, любой желающий мог взять ее исходник в ВОРДе и, худо-бедно, обработав его (или не обрабатывая вовсе) поставить на нем свою законную авторскую подпись.


Что, разумеется и случилось.


На разных буржуйских раздачах и в шопах стали появляться абсолютно законопослушные клоны и прямые копии этой книги, которые имели автором вовсе не Дотсона.


Который, впрочем, если честно, тоже автором описанного им концепта и трюков не является – это просто обработанная коллекция его своп файлов, созданных другими…


Грешат подобным прагматичным подходом даже такие гуру, как Фортин, Силвер и другие – что вполне в ментале Запада – заработать любыми путями, если это не нарушает закон.


Законно ли это?


Разумеется... Иначе кто-то стал бы качать права…


Окей, а если некий швед перевел бы упомянутую книгу Дотсона на шведский, добавив десяток полноценных советов?


Будет ли он автором?


Разумеется.


В силу определения самого понятия авторства.


Хотя при этом он будет автором книги и части ее материалов, а не самой идеи …


Это РАЗНЫЕ вещи…


Моцарт в своей сороковой симфонии использовал те же ноты что и Бетховен в своей симфонии номер 5 (проверьте) - однако это не означает, что автором музыки Моцарта был на самом деле Бетховен или наоборот…


Покойный Джордж Харрисон однажды попал под судебные разборки (битлы вообще периодически имели дело со всякого рода попадосами) по причине того, что гармония его песни «My Sweet Lord» оказалась похожей на гармонию какой-то песни некоего неизвестного чувака.


О чуваке бедный битл даже и не слышал - благо тот умер лет за 50 до рождения самого Харрисона.


Харрисон тогда произнес полезную для всего сабжа фразу: «Идеи носятся в воздухе. Я думаю, тот покойный парень был настоящим музыкантом и знал это…»


Насчет идей – шибко правильно, ибо в столь насыщенный скоростной информацией век, как наш, невозможно практически сгенерить какую-то абсолютно новую идею - через короткое время ее непременно генерит кто-то еще – ноосферу дядьки Вернадского еще никто не отменял…


Особенно это относится к высококонкурентным сабжам – заработкам в Сети, технологиям влияния, копирайтингу и так далее…


Например, создавая новый сильный курс по технологии влияния, я вначале планировал назвать его так: «Как убедить кого угодно в чем угодно».


Однако забив этот нейм в Гугле я с огорчением обнаружил, что есть уже книга под таким названием, написанная Робертом Мейером, хотя при ее чтении я увидел, что в ее основе лежат абсолютно другие, нежели мои, материалы и источники…


И, хотя само по себе название-дубликат может свободно тиражироваться (это явление очень частое), я предпочту поменять его на другое..


Можно назвать такое явление мемово: «трафик идей», ибо так оно и есть. А посему вы вполне можете встретить в Сети информационные сабжи, которые структурно похожи друг на друга – они имеют в своей основе одинаковый источник концепта, хотя сами материалы создавались абсолютно независимо – без оглядки друг на друга…


Секрет в том, что сильный мощный концепт, придуманный кем-то, склонен сильно подчинять себе массу разных людей, у которых появляются весьма похожие мысли и идеи. Что абсолютно логично, ибо мы имеем дело с новой нишей – нишей сторонников этого концепта. А ниша тем и характерна, что имеет обобщающие признаки для своих составных элементов….


Бывает, что в выходных данных книги или другого источника указано название бренда (например МакДональдс), хотя это вовсе не означает, что автором книги является именно Макдональдс. Скорее, просто книга вышла под патронажем или по поручению этой холестериновой обжираловочной конторы…


Бренд просто является владельцем прав на эту книгу, которая может быть написана по факту кем угодно – любым фрилансером.


То же относится к чему угодно еще…


Следует различать между собой вещи похожие, вещи одинаковые и вещи различные


Зная это, вы всегда отличите плагиат от не-плагиата.


Ибо плагиатом будет прямое один-в-один копирование чьей-то информации, БЕЗ ВНЕСЕНИЯ В НЕЕ ЛИЧНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЛИ ИНОЙ ЦЕННОСТИ.


Авторами концепции "партизанского маркетинга" были вовсе не Левинсон и Хенли, которые написали по сабжу несколько полезных книг, часть материалов в которых была переведена с азиатских источников.


Они просто чуть перекомбинировали и перепозиционировали известные техники психотехнологий, обработав параллельно узкоглазый дальневосточный контент применительно к западному рынку.


Однако это совсем не умаляет их роли, как авторов книг и информации…


C этой точки зрения, наверное, разумным будет указывать (если это известно) отдельно авторов концепции, материалов и самой книги…


Это будет точнее и позволит избежать любому (включая всех авторов Рунета) всяких недоразумений…


Подобный подход на Западе часто называют «Флип Контент» - переворот контента.


Сабж стал модным в связи с тем, что с появлением идеи PLR в Сети стало возникать так много одинаковых материалов, что это создало проблемы с поисковиками, которые таких дел не любят.


В итоге стал популярным специальный софт и сервисы, которые «флиповали» контент, делая его несколько отличным от исходного. Ту же функцию в похожей форме исполняет и скрипт сплога от Вадима Ласто, и многие другие подобные изобретения…


В Сети встречается также такое явление как «цикличное авторство» (термин мой) – когда один чел ссылается на второго, как на автора, тот ссылается на кого-то третьего, а тот третий в свою очередь ссылается на первого :).


Этакая прикольная транзитивность, как сказал бы математик…


Чем это объясняется?


Очень просто – автором на самом деле является кто-то еще, за пределами этого кольца – возможно, что это просто дайджест де-факто. Тогда вся троица является всего лишь авторами дайджестов, в которых не всегда можно найти концы того или иного авторства реального – в Сети полным полно сайтов с почти одинаковым содержанием…


Сложно стать автором именно концепта, а не информации на его основе или е-бука.


Концепт (другое название – фрейм) порождает последователей, ибо является заразным мемом сам по себе, ежели правильно спланирован и создан.


Информация же (разработанный концепт) и ее средства распространения – это орудия, авторами которых могут быть совсем другие хосты – люди, издательства, структуры, сайты…


В свою очередь любая технология может опираться на некий внешний концепт, у которого может быть абсолютно другой автор, нежели автор самой технологии…


Были ли Бэндлер и Гриндер авторами НЛП, как технологии?


Разумеется…


Были ли они авторами концепта?


Отчасти, ибо НЛП – достаточно навороченная технология и там много всяких концептов, часть из которых принадлежит другим.


Авторами книг они, конечно, были, а вот авторами коммуникационных принципов своей же технологии (в отличие от модели этих принципов) – нет, ибо там все опиралось на Эриксона, Перлза, Бейтсона и Сэйтер.


Был ли автором мемплекса Саентологии и Дианетики Рон Хаббард?


Разумеется. Создал он много сильного и эффективного, если отдуплиться от чернопиарной бредятины и называть вещи своими именами…


Был ли он автором самого «концепта освобождения»?


Нет, конечно. Это до него сочинил Буддизм (и ряд других религий), на основе чего «саенто» и было, по сути, создано…


Другой яркий пример – огромное число клонов одной и той же программной идеи…


Концепт PDF формата имеет своим автором компанию Адобе.


А программ, похожих на Адобе Акробат, которые переводят документы в этот формат – хоть пруд пруди – причем часто интерфейсы этих программ – почти близняшки…


И все же каждый клон имеет своего законного автора, чьи права охраняются законом…


Подавляющее большинство текстовых редакторов, почти точь-в-точь повторяют в своем дизайне сакраментальный WORD – ничего нового – лишь разные мелкие добавления…


Однако и у них тоже есть свои авторы, - вовсе не Микрософт…


Любая художественная обработка фотографий – это авторская работа.


Если художник рисует на холсте чью-то физиономию – то он автор картины, а тот, кого рисовали (точнее его родители :) – «автор физиономии»…


В ближайшей рассылке я собираюсь дать инфу о релизе крайне полезного спецотчета Джимми Брауна под названием: «Как создать Е-мэйл курс за один день».


В этом спецотчете Браун точно следует главным идеям эффективности, принятым на Западе – курс создается на основе переработанных материалов, которые есть в законном свободном, (но не пиратском – это краденная, а не свободная инфа) доступе в Сети.


Причем автором курса будет считаться тот, кто все это скомпилировал в несколько последовательных рассылок.


И это правильно.


Ибо, вложив в подбор, компиляцию, согласование по необходимости с авторами и в рассылку время и силы, автор курса зверски помог тем, кто без него никогда бы этих материалов не получил. Подбирать нужные источники, переводить их, обрабатывать применительно к менталу своей ниши, упрощать, редактировать, комбинировать, добавлять что-то еще и – вообще - делать их них конфетку – дело сложное и сугубо авторское.


Поэтому результат имеет все основания тоже считаться авторским…


Ибо, чем лучше все это сделано – чем более авторский подход вы проявили к обработке той инфы, которой располагаете, тем быстрее разлетается полезная маркетинговая концепция по всему целевому сегменту.


Ну, а уж инструментов для этого полным полно.


Ведь по сути вся блогосфера и форумы – это коллекция большого числа всевозможных ниш - «ульев» (термин Сета Година), которыми профессионал пользуется крайне грамотно – не рекламируя напрямую свою авторскую меметическую идею - концепт, а создавая к нему провокационные, троянские посты.


Эти посты раскачивают идею, вызывая стереотипные тусовочные реакции и жаркие обсуждения – и помещает их невинным образом на форумах или в блоге. Тем самым поддерживая авторский маркетинговый вирус.


Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Адрес заметки: http://internettika.com/post_1201530887.html

Судя по их названию, этому тексту релевантны статьи:

  1. [?] Мем Хомячка
  2. [?] Как осчастливиться Любовью, имея того кого надо?
  3. [?] Мем Дженеросити
14 февраля 2008, 02:08
Интересная заметка. Вообще, складывается ощущение, что на самом деле все было придумано гораздо раньше, на заре цивилизаций. Ядра концепций одни и те же. Лишь автор информации и авторы исполнения подводят их под конкретное время и место. :)
Денис Корзун
22 декабря 2010, 16:25
Thanks for the information, I got a nice knowledge.
=======================
Earl Nunes
Комментарии к этой заметке больше не принимаются.


январь 2008
пн вт ср чт пт сб вс
1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31

БЕСПЛАТНАЯ РАССЫЛКА:

  • География читателей: Locations of visitors to this page Прямо сейчас на блоге: