Укрощение ИТЗ

Легкий, ненапряжный креатив при создании текстов, часто оказывается очень неслабой задачей, которая для непривычных мозгов превращается в затейливое мазо.


А, поскольку многие предпочитают аккуратно наступать на все существующие грабли, не делая из этого нужных выводов, то число тяжелых, неубедительных говнотекстов растет день за днем.


Дело осложняется еще и тем, что в традиционном копирайтинге и сторителлинге, которому обучают в Рунете, нет ни слова о конкретных стратегиях и тактиках лаконичной, прикольной писанины - главного тренда современности.


Одним из проявлений слабой технической подготовки является неумение писать в разговорном стиле - результат получается либо слишком академичный, либо чересчур плебейский.


В школе нас учили излагать свои мысли в виде полных, содержащих все члены предложения, фраз.


Но фишка в том, что в реальной жизни так никто из нас не говорит - даже самые волшебные ботаны.


И, если письменные тексты, изложенные умняком еще более-менее можно вытерпеть, то любая презентация или лекция, выдержанные в таком стиле, становятся камнем на шее и аудитории, и самого выступающего.


Если вы обратите внимание на то, как строится ваше общение с приятелями, то вы заметите огромную разницу между собой и Пушкиным.


В разговорной речи (которая намного выразительнее и мощнее, чем каноническая литературная), вы постоянно косячите против правил, но, удивительное дело - от этого она не становится слабее или дебильнее.


Устная речь полна обрывочных фраз, разговорных выражений и непоследовательных мыслей - это превращает ее в живого шустрого суслика, который вызывает симпатию и доверие.


Основная стратегия устняка - донести максимум смысла в минимальное время и с минимальным числом слов.


Мы не излагаем повестку дня - мы сразу переходим к разговору о тех или иных вопросах.


Поэтому, чем ближе ваша письменная речь к устной - тем лучше.


Давайте посмотрим, чем отличаются друг от друга письменный и разговорный вариант одного и того же предложения, чтобы вы поняли, в какую сторону рулить.


Письменная речь:


«Что именно, исходя из сказанного, тебе хочется сделать?»


Устняк:


«Чего ты хочешь, пацан?»


Письменная:


«Нет. Я бы все-таки предпочел сходить в МакДональдс»


Устняк:


«Пошли-ка лучше гамбургер заглотим»


Письменная:


«У меня не было по этому поводу никаких мыслей»


Устняк:


«Я этим вообще не парился»


Письменная:


«Я не могу этим заняться, потому что у меня другие планы».


Устняк:


«Не могу - дела...»


Письменная:


«Я не понял смысла сказанного вами»


Устняк:


«Что-то я не врубился...»


Хотя, устняковые варианты оказываются намного легче для восприятия, мы обычно избегаем подобного стиля, зазомбированные «правильным» официальным образованием.


Чтобы избежать подобной канцелярщины нужно больше обращать внимание на то, как вы говорите.


Обратите внимание на то, как говорят профессионалы стенд-апа - они используют неполные предложения и разговорные словечки.


Это не так-то просто, потому что нет ничего сложнее, чем притворяться естественным.


Их речь не вызывает напряга, поэтому у хорошего стендапера можно многому научиться.


Формальный, инфостиль звучит тяжеловесно, скучно и неестественно.


Он не работает на уровне «машинного кода» - аудитории приходится пробиваться через дебри собственных толкований сказанного.


Поэтому при подготовке любого текста всегда первым делом убирайте нахрен все слова, которые выглядят слишком формально, заменяя их разговорными.


Такой «простой язык» в сочетании с техническими приемами (например, метафорами), собьет с ног даже самого упоротого тугодума.


Давайте посмотрим, каким алгоритмом можно воспользоваться, чтобы внести в свое изложение необходимый эффективный оживляж.


Предположим, что мы хотим написать нечто прикольное - неважно, сценарий ли это для стендапа или развлекательный блок для блогпоста, либо продающего сайта.


Это удобно сделать в несколько шагов:


Определить тему


Тема - это «точка входа» в креатив.


Для этого вы можете, например, задать такие вопросы:


От чего я РЕАЛЬНО кайфую?


Какие у меня любимые занятия и увлечения?


Какие из моих баек в прошлом нравились аудитории, вызывали у нее позитивные эмоции или смех?


Следующий шаг - один из важнейших в любом сторителлинге, но о нем мало кто из начинающих наслышан:


Определите Индивидуальную Точку Зрения.


ИТЗ - это ваше уникальное отношение к описываемой ситуации, к которому привязана та или иная эмоция.


Без этого фактора ваш сторителлинг будет неубедительным и размазанным, как сопли по стене.


Возьмем, например, тему «отцов и детей», любимую многими лекторами и стендаперами.


Многие великие перцы говорили о своих детях, племянниках, о том, какими они по их мнению должны быть, почему важно иметь или не иметь детей - и так далее.


Тема одна и та же, но она связана с различными ИТЗ и соответственно с различными авторскими фреймами и эмоциями.


Давайте посмотрим варианты этой темы, в которых попарно сравним плохое и хорошее использование ИТЗ.


Тема:


«Вопросы, которые задают дети»


Тема с хорошим ИТЗ:


«Дети не прекращают забрасывать нас вопросами»


Тема с плохим ИТЗ:


«Дети задают много вопросов»


Эмоция:


Фрустрация, облом.


Прослушайте пару хороших монологов на эту тему (например, Карлина), и вы увидите, чем хорошая, сильная ИТЗ отличается от слабой.


Другая тема:


«Еда в наших постсовковых поездах»


Хорошая ИТЗ:


«Еда в поездах - дорогая и хуевая» (подаем в виде эмоциональной реакции)


Плохая ИТЗ:


«Еда в поездах - дорогая и некачественная» (подаем, как обычное утверждение).


Эмоция:


Недоверие, фрустрация


Еще одна тема:


«Семейный бюджет»


Хорошая ИТЗ:


«Моя жена считает, что я должен быть кормильцем семьи!».


Плохая ИТЗ:


«Семейный бюджет - это моя ответственность»


Эмоция:


Недоверие, желание оспорить утверждение.


Еще одна тема:


«Беженцы»


Хорошая ИТЗ:


«Какого хера мы должны поддерживать этих негрил?»


Плохая ИТЗ:


«Мы тратим на беженцев много денег».


Эмоция:


Гнев.


Многих из вас на этих примерах наверняка настиг инсайт и понимание отличия говнотекстов от работы мастеров.


Но для гарантии давайте ответим на вопрос:


В чем отличие между хорошей и плохой ИТЗ?


На самом деле все довольно просто...


Если ваш копирайтинг или сторителлинг слабы по этой части, то это выражается в том, что им не хватает эмоций.


Хорошая ИТЗ всегда «приклеивает» к описываемой теме сильное эмоциональное переживание и этим сильно облегчает создание хорошего текста.


О чем вам больше по кайфу написать - о том, что «дети задают много вопросов» или о том, что «дети задрачивают нас вопросами без остановки»?


ИТЗ без хорошей, сильной эмоции дает мало возможностей для эффектного начала изложения, хотя сама тема может быть в обоих случаях одинакова - разница только в качестве этой ИТЗ.


Если вы слишком увязли в сухих фактах или тема в вашем исполнении немыслимо скучна, то причина почти всегда в том, что вы не нашли сильную ИТЗ.


Умение находить такую ИТЗ особенно важно, если вы только начинаете сторителлить, копирайтить или стендаперствовать.


Сильная ИТЗ практически всегда выведет вас туда, куда вам нужно, поэтому в курсах типа Сюжетного Сторителлинга этому уделяется особое внимание.


(Часто бывает так, что оба шага креативного процесса (Поиск темы и Определение ИТЗ) происходят одновременно - в этом случае текст получается особенно шоколадным и естественным.


Но для того, чтобы упростить жизнь начинающим, я разбил работу на два отдельных шага.


Через пару месяцев регулярного креативного дрочняка, вы начнете автоматически соединять их вместе).


Посмотрим практический пример...


Шаг первый. Возьмем тему:


«Вождение»


Шаг второй. Определим ИТЗ:


«Почему я постоянно попадаю в пробки?»


«Ненавижу городской трафик».


Первый вариант, как вы уже поняли, более слабый, чем второй.


Но откуда он вообще взялся?


Очень просто - после формулирования темы мы сузили ее рамки таким вариантом (он примерный):


«Я хочу поговорить об автомобильном трафике»


И затем:


«Возьму-ка я тему негативных последствий интенсивного городского движения».


Но обычно эти промежуточные шаги делаются неосознанно и их можно опустить, чтобы вас круче вштырило креативное вдохновение.


Попробуйте применить принципы, описанные в этой статье на практике - это, как минимум, вытащит из скучной жопы ваши тексты, а, как максимум, выдернет оттуда и весь ваш коматозный креатив.


Хомячковый рай. Уйти и потеряться:

Ваш комментарий к статье:
Правила комментирования:



cod

Ограничение на длину комментария 10Kb. Вы ввели: 0 символов, осталось: 10240



  1. Все поля формы обязательны для заполнения.
  2. При этом Ваш e-mail не публикуется.
  3. Сообщение должно вместиться в 10 килобайт.
  4. Содержание комментариев, оставленных на опубликованные материалы, является мнением лиц, их написавших, и не обязано совпадать с мнением Администратора, никоим образом не ответственного за выводы и умозаключения, могущие возникнуть при прочтении комментариев, а также любые версии их истолкования.
  5. Не будут опубликованы комментарии:
    1. нарушающие положения законодательства РФ.
    2. содержащие оскорбления любого вида
      (личного, религиозного, национального...);
    3. включающие неуместные теме поста ссылки, в том числе спамовые;
    4. содержащие рекламу любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
    5. не относящиеся к теме статьи или к контексту обсуждения.
  6. Факт оформления Вами комментария является безоговорочным принятием этих условий.


июнь 2019
пн вт ср чт пт сб вс
1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

БЕСПЛАТНАЯ РАССЫЛКА:

  • География читателей: Locations of visitors to this page Прямо сейчас на блоге: